Обеспечение эффективности и безопасности лекарственных средств, изделий медицинского назначения и реактивов, применяемых и реализуемых медицинскими и аптечными организациями на территории Хабаровского края

 

Информация

Обеспечение эффективности и безопасности лекарственных средств, изделий медицинского назначения и реактивов, применяемых и реализуемых медицинскими и аптечными организациями на территории Хабаровского края

     В условиях российского фармацевтического рынка государственный контроль качества ЛС является основной функцией государственного регулирования в плане реализации единой государственной политики.

     Обеспечение населения эффективными высококачественными ЛС является актуальной проблемой, решение которой зависит от уровня стандартизации ЛС и контроля их качества.

     Понятие "качество" для лекарственного средства является комплексным понятием, включающим в себя такие две обязательные составляющие, как "безопасность" и "эффективность". Определение этих терминов содержится в статье 4 Федерального закона "О лекарственных средствах":

     - безопасность лекарственных средств - характеристика лекарственных средств, основанная на сравнительном анализе их эффективности и оценки риска причинения вреда здоровью;

     - эффективность лекарственных средств - характеристика степени положительного влияния лекарственных средств на течение болезни.

     В мировой практике ведущая роль в обеспечении качества лекарств принадлежит государству. Этот же принцип в формулировке "приоритет государственного контроля производства, изготовления, качества лекарственных средств" зафиксирован в отечественном законодательстве (ст. 1 п. 2 ФЗ "О лекарственных средствах"). Следует отметить, что в данном секторе очень большая часть вовлеченности государства приходится на "разрешительные" механизмы:

     -       разрешение к применению (регистрация);

     - разрешение ведения деятельности (лицензирование производства, оптовой и розничной торговли);

     - решение об отнесении препарата к той или иной категории (например, отнесение средства к рецептурному либо безрецептурному напрямую сказывается на особенностях торговли им);

     - наличие государственного контроля, осуществляемого единым уполномоченным органом;

     - обязательный характер подтверждения соответствия требованиям;

     - наличие и соблюдение особых принципов и норм обеспечения качества лекарственных средств, их эффективности и относительной безопасности (а не только безопасности, как у других товаров), сформулированных в особых правилах и рекомендациях;

     - нормативное регулирование информации и рекламы ЛС, методов их продвижения.

     Глава III Федерального закона № 86 - ФЗ «О лекарственных средствах» устанавливает государственную систему контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации.

     1. Государственному контролю подлежат все лекарственные средства, произведенные на территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Российской Федерации.

     В то же время Постановление Правительства РФ от 25.12.98 г. N 1539 "О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций" (в ред. от 23.05.2002 г.) исключает из сферы государственного контроля лекарственные средства, ввозимые в РФ для личного использования физическими лицами; для работников дипломатического корпуса и представителей международных организаций, аккредитованных в РФ; для лечения пассажиров транспортных средств, прибывающих на территорию РФ.

     2. Порядок осуществления государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств устанавливается настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти (Минздравсоцразвития РФ), в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

     Порядок осуществления контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств устанавливается Законом, а также рядом подзаконных актов Правительства РФ и Минздрава РФ, который до настоящего времени выполнял функции федерального органа исполнительной власти по контролю качества лекарственных средств.

     3. Государственная система контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств включает:

     1) федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств; (Минздравсоцразвития)

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

     2) федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, и его территориальные органы; (Росздравнадзор)

(п.п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

     3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, в сфере обращения лекарственных средств;

(п.п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (Росздравнадзор)

     Таким образом, новая редакция закона фактически устанавливает новую государственную систему контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, включив в него вновь образованные федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения (Минздравсоцразвития, Росздравнадзор). В то же время из государственной системы контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств формально исключены органы, которые устанавливались старой редакцией Закона, а именно:

     - научно-исследовательские учреждения, институты, лаборатории для разработки, исследований и осуществления государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств;

     - экспертные советы по обращению лекарственных средств при Правительстве Российской Федерации, действующие в соответствии с Положением об экспертных советах по обращению лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

     - этические советы, действующие при учреждениях здравоохранения в соответствии с Положением об этических советах, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

     Пункт 5 Закона «О лекарственных средствах» утверждает информационную систему, обеспечивающую субъекты обращения лекарственных средств необходимой информацией.

     Информационная система, должна обеспечивать субъекты обращения ЛС необходимой информацией. Кроме того, с целью обеспечения качества информации о ЛС, разрешенных к медицинскому применению в Российской Федерации, Минздравом России в 2001 г. был принят "Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения". Но на практике мы видим, что информация, получаемая фармацевтическими работниками аптек и медработниками лечебно-профилактических учреждений, доводится до них медицинскими представителями фармацевтических компаний. Очевидно, что сложившаяся практика не в полной мере способна обеспечить медицинских и фармацевтических работников объективной информацией о всех аспектах применения ЛС, в частности информацией в разрезе международных непатентованных наименований.

     В этих условиях одной из актуальных проблем современной фармации является разработка эффективной системы доведения официальной, достоверной информации о ЛС.

     Cистема регулирования лекарства как товара происходит на протяжении всего "жизненного цикла" - начиная с разработки и до розничной продажи.

     "Жизненный цикл" ЛС - чрезвычайно сложный и длительный процесс. Достаточно сказать, что из нескольких тысяч синтезированных веществ лишь 500 отбираются для тестирования на органопрепаратах, из которых 250 затем изучаются на животных, 5 допускаются до клинических испытаний и только одному суждено стать полноценным ЛС. В клинических испытаниях участвуют тысячи пациентов. Длительность создания нового оригинального ЛС возросла в среднем с 8 лет в 60-е годы до 15 лет к середине 90-х. Соответственно увеличились и затраты на разработку ЛС, которые к середине 90-х годов достигли 300-500 млн. долл. США.

     Схематично "жизненный цикл" ЛС можно представить следующими этапами:

     1. Биологически активное вещество.

     2. Доклинические испытания.

     3. Стандартизация (является одним из основных гарантов высокого качества ЛС при серийном производстве, она предусматривает научно обоснованные показатели качества и высокий уровень их нормирования).

     4. Клинические испытания.

     5. Регистрация.

     6. Производство.

     7. Реализация.

     Одним из первых этапов официального признания ЛС в качестве такового - регистрация. Она является центральным звеном государственного регулирования лекарственного рынка по всем его параметрам.

     Зарегистрированы могут быть только те ЛС, эффективность и безопасность которых гарантированы и доказаны производителем (разработчиком), что должно быть подтверждено экспертизой, предшествующей выдаче регистрационного удостоверения и внесению данного ЛС в Государственный реестр. Экспертизу организует Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

     Говоря о несовершенстве действующей правовой базы, регулирующей процесс регистрации ЛС, можно привести следующий пример. Инструктивно-методические указания Евросоюза по вопросам регистрации изложены в 5 томах общим объемом около 900 страниц и включают порядка 60 документов, охватывающих проблемы фармакологических, токсикологических и клинических исследований новых препаратов, а также их качества и подготовки производства. Этот пакет постоянно пополняется и обновляется. Аналогичные требования существуют в США, Японии, Канаде, Австралии. В Российской Федерации объем и степень детализации базовых требований к регистрационным материалам исчисляется страницами (а не сотнями страниц), требования разбросаны по отдельным приказам, инструкциям, ОСТам и т.п.

     Существенное место в экспертизе эффективности и безопасности предлагаемых к регистрации ЛС занимают клинические испытания. Их целью является получение научными методами оценок и доказательств эффективности и безопасности ЛС, данных об ожидаемых побочных эффектах от применения ЛС и эффектах взаимодействия с другими ЛС (п. 1 ст. 37 Федерального закона "О лекарственных средствах"). Организует работу по проведению клинических испытаний также Федеральная служба в сфере здравоохранения и социального развития.

     Очень важно, чтобы лекарственный препарат с момента его разработки и регистрации остался на заявленном уровне, чтобы параметры, заложенные в регистрационном досье на препарат, сохранялись после промышленного выпуска.

     Для уверенности в этом необходим государственный контроль производства лекарственных средств

Государственный контроль производства
лекарственных средств

     Высокое качество ЛС (а для ЛС термин "низкое качество" неприменим) может быть обеспечено только через контроль (в широком смысле этого слова): контроль за разработчиком, контроль за испытанием, контроль за производством, контроль за применением. Все ступени этого контроля являются функцией Министерства здравоохранения и социального развития

Государственный контроль и надзор в сфере
обращения лекарственных средств

     Основные акценты государственного контроля в сфере обращения лекарственных средств и подтверждения соответствия расставлены по следующим направлениям:

     1. Управление территориальными органами Федеральной службы.

     2. Проведение инспекционных проверок аптечных учреждений, аптек лечебно-профилактических учреждений и предприятий оптовой торговли лекарственными средствами.

     3. Участие в аккредитации и инспекционных проверках испытательных лабораторий и органов по подтверждению соответствия лекарственных средств, организуемых Федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии.

     4. Проведение мероприятий по предотвращению попадания в обращение недоброкачественной продукции.

     5. Проведение мероприятий по выявлению и изъятию из обращения забракованных и фальсифицированных лекарственных средств.

     Контроль на всех этапах лекарственного обеспечения возможен при наличии определенных стандартов, сравнением с которыми определяются уровень и разработки, и испытаний, и производства. Таковыми стандартами являются международные требования. В международной практике в соответствии с рекомендациями ВОЗ и других международных организаций функционирует национальная система обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, основанная на профессиональных стандартах для каждого этапа сферы обращения ЛС, так называемая система GXP (где вместо переменной X подставляются буквы D, С, М, L, Р). По существу, это свод стандартов проведения доклинических исследований (GLP), клинических испытаний (GCP), производства (GMP), оптовой продажи (GDP) и розничной торговли (GPP) лекарственных средств. В соответствии с ними в каждой стране принимаются национальные правила или стандарты, призванные обеспечить качество ЛС на всех этапах их обращения.

     Особое место среди стандартов занимает фармакопейная статья, используемая в контроле конечного продукта и регламентирующая свойства серийно производимого лекарства или субстанции. Фармакопейная статья создается на этапе, предшествующем клиническим испытаниям, и используется для контроля образцов, предлагаемых на эти испытания.

     Содержание фармакопейной статьи подчинено стандартизации серийно подготавливаемого лекарства по двум направлениям - эффективность и безопасность.

     Фармакопейная статья (проект) создается авторским коллективом, проходит экспертизу (дорабатывается) в Государственном Фармакопейном комитете и утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Ее главное назначение - служить эталоном для оценки качества конечного продукта.

     Проблемы, стоящие на пути осуществления обеспечения населения безопасными и эффективными лекарственными средствами:

1.     В комплексном понятии «качества ЛС». В отличие от других товаров, для лекарственных средств невозможно отделить требования к безопасности продукции от требований, гарантирующих её эффективность. Оценивать безопасность лекарства часто приходится по соотношению потенциальной пользы и риска.

2.     Невозможность гарантировать эффективность и безопасность ЛС путем предъявлений требований (даже самых строгих) к готовому продукту предполагает предъявление аналогичных требований к деятельности, связанной с обращением ЛС на всех этапах. Основной целью устанавливаемых требований должна быть охрана жизни и здоровья людей.

3.     Отсутствие четких критериев для оценки соотношения эффективность/безопасность применения. На государственном уровне должны быть выработаны особые формы оценки соответствия лекарственной продукции таким критериям. По этой причине гарантом безопасности и эффективности допущенного на рынок препарата должны солидарно выступать как разработчик - производитель, так и государство, берущее на себя функцию разрешения нового препарата к применению.

4.     Решение о приобретении (применении) того или иного препарата принимается не самим потребителем (как по другим потребительским товарам), а врачом, а в некоторых случаях (например, государственная программа по вакцинации) и государством.

Ни пациент, ни врач, назначивший лекарство, не в состоянии оценить потребительские свойства (полезность) приобретаемой в аптеке таблетки, ампулы и т.п. Основное потребительское свойство лекарства - лечебное - может и не проявиться у конкретного больного (либо различаться по силе проявления), даже если эффективность данного препарата доказана.

5.     Неадекватность законодательной базы по регламентации ЛС;

6.     Действующее законодательство, несмотря на его несовершенство, применяется недостаточно эффективно;

7.     Неадекватность мер наказания за нарушение законодательства в сфере обращения ЛС;

8.     Чрезмерная многоэтапность схемы продвижения ЛС на фармацевтическом рынке, в том числе наличие большого числа посредников, что снижает эффективность мер по защите от проникновения подделок;

9.     Сегодня существует возможность совершенствования нелегального производства ЛС. Это обусловлено доступностью современного производственного, полиграфического оборудования;

10.     Отсутствие четко прописанной законодательной базы по уничтожению ЛС, пришедших в негодность, недоброкачественных или фальсифицированных, что открывает широкие возможности для сбыта такой продукции.

     На территории Хабаровского края контроль за качеством ввозимых лекарственных препаратов осуществляется на различных уровнях.

     С начала 2005 года осуществляет деятельность по контролю и надзору за качеством лекарственных средств территориальное управление Росздравнадзора по Хабаровскому краю.

     Минздрав Хабаровского края постоянно взаимодействует с Управлением Росздравнадзора по Хабаровскому краю, специалисты различных учреждений здравоохранения края являются внештатными экспертами Росздравнадзора по контролю за фармацевтической деятельностью, деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, входят в состав комиссии по лицензированию фармацевтической деятельности.

     Для проведения испытаний качества лекарственных средств на соответствие установленным требованиям нормативной документации Федеральной службой и ее территориальными органами в качестве экспертных организаций привлекаются центры контроля качества субъектов РФ.

     Экспертным органом в крае, находящимся в ведении министерства здравоохранения Хабаровского края, является ГУЗ «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств».

     Центру контроля качества направляется информация о необходимости осуществления отбора образцов лекарственных средств и проведения экспертизы их качества.

     Испытания качества лекарственных средств осуществляются при проведении мероприятий по выявлению и предотвращению попадания в обращение недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств.

     В рамках инспекционного контроля за обращением сертифицированных лекарственных средств при поступлении их на территорию Хабаровского края осуществляется экспертиза качества лекарственных средств по трем показателям ("Описание", "Упаковка", "Маркировка"), проверяется происхождение, соответствие лекарственного средства сопроводительным документам и государственному стандарту качества. В случае сомнения в достоверности полученных данных, проводятся дополнительные испытания качества.

     Результаты проведенных испытаний, информация о выявлении в обращении недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств в режиме он-лайн направляются от Центра контроля качества в территориальное управление Росздравнадзора для принятия решения о возможности дальнейшего обращения данных препаратов.

     Лекарственные препараты, поступающие на экспертизу в Центр, проверяются по электронной базе забракованных и фальсифицированных лекарственных средств. Данная база насчитывает порядка 10 000 наименований, выявленных на территории  Российской Федерации, не соответствующих требованиям нормативной документации, либо являющихся фальсифицированными.

     За 9 месяцев 2006 года Центром проведено 59153 экспертиз качества лекарственных средств с последующим занесением в электронную базу Центра.

        Отказано в присвоении номера регистрации экспертизы документов 213 партий лекарственных средств. Причины отказов в присвоении номера регистрации экспертизы документов самые разные:

- лекарственное средство не зарегистрировано на территории Российской Федерации - 8 партий;

- отсутствует сертификат соответствия - 9;

- серия указанного лекарственного средства значится в списках забракованных и фальсифицированных лекарственных средств - 30;

- выявлены признаки фальсификации, ранее описанные в письмах Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - 3;

- упаковка лекарственного средства не соответствует предъявленному сертификату соответствия - 11;

- препарат не соответствует требованиям нормативной документации по показателям «Описание», «Упаковка», «Маркировка» - 152.

     Аннулировано 1090 номеров регистрации, присваиваемых при идентификации ЛС в ходе выборочного (входного) контроля, согласно писем Росздравнадзора об изъятии из обращения лекарственных средств, забракованных центрами контроля качества ЛС на территории РФ.

     По итогам 9 месяцев 2006 года выявлены и изъяты из обращения 4 серии 4 наименований фальсифицированных лекарственных средств («Виагра» таблетки 100 мг № 1, серии 4058404, на упаковках которого указан производитель оригинального препарата «Пфайзер Интернешнл ЭлЭлСи», США ; «Церукал» раствор для инъекций 10 мг/2мл в ампулах № 10. серии 4М859А, «Арцнеймиттельверк Дрезден ГмбХ», Германия; «Виферон, суппозитории ректальные, 500000 МЕ, № 10» , серии 620905, производства ООО «Ферон»; «Супрастин, таблетки 25 мг № 20»; 806А0705; Фармацевтический завод «Эгис А.О.», Венгрия) у двух оптовых фармацевтических фирм (ХКГУП «Фармация» и ООО «Компания «Хабаровская Фармация»).

     По указаниям территориального управления Росздравнадзора по Хабаровскому краю проводятся различные виды проверок оптовых и розничных фармацевтических организаций.

     За 9 месяцев 2006 года проведено 665 проверок аптечных, лечебных, оптовых учреждений различных форм собственности Хабаровского края, что на 57 % выше по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Проведено 480 целевых проверок аптечных учреждений различных форм собственности и ЛПУ по выявлению недоброкачественных ЛС, по соблюдению правил отпуска спирта и спиртосодержащей продукции из них 77 - в аптеках КГУП «Фармация», 65 - в лечебно - профилактических учреждениях, 338 - в коммерческих аптеках.

     

      В 55 аптечных учреждениях г. Хабаровска:

      - приостановлено обращение 37 серий 29 наименований лекарственных средств в 55 аптечных организациях, согласно письмам Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

      -      предписано к изъятию из обращения 17 серий 14 наименований лекарственных средств в связи с отзывом предприятием - производителем (изъятие из обращения и возврат поставщику).

     Таким образом, недоброкачественные и фальсифицированные лекарственные средства выявляется при проведении целевых проверок и так называемого «входного контроля».  По результатам последних лет работы могу сделать вывод: чем большее количество лекарственных средств, ввозимых на территорию Хабаровского края оптовыми фармацевтическими фирмами, охвачены контролем по показателям «Описание», «Упаковка», «Маркировка», тем больше % выявления брака.

     С 4 квартала 2005 года в государственный контракт на поставку продукции (лекарственных средств, изделий медицинского назначения и реактивов) для обеспечения нужд учреждений здравоохранения края в раздел «Обязательства  сторон» введен пункт об обязательном прохождении посерийной идентификации продукции (лекарственных средств) до начала осуществления поставки продукции, в государственном учреждении здравоохранении «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» министерства здравоохранения Хабаровского края». За 9 месяцев 2006 года проведено 4290 экспертиз лекарственных средств, поступающих в учреждения здравоохранения Хабаровского края, что составляет от общего количества проверенных лекарственных средств 7,27%.

      Центр осуществляет консультативную помощь населению по вопросам качества приобретенных лекарственных средств, проводит экспертизу препаратов на соответствие требованиям нормативных документов. В Центре организована и работает «горячая телефонная линия», обратившись в которую, потребитель получает интересующие его сведения о качестве реализуемых лекарственных средств, об условиях хранения и применения. По вопросам качества приобретенных лекарственных средств с начала 2006 года зарегистрировано 64 обращения, проведена экспертиза качества 68 лекарственных препаратов.

     Эксперты Центра активно взаимодействуют со средствами массовой информации.

Директор ГУЗ «Центр контроля качества

и сертификации лекарственных средств»
министерства здравоохранения Хабаровского края                   О.В. Тарасенко